Как я начала осваивать
гончарное дело

И почему крутить глину не так просто, как кажется

Работа на гончарном круге для меня долго была некой абстрактной «мечтой», навыком, которому очень хочется научиться. Как езда на лошади или скалолазание. Интересно, что людей, мечтающих попробовать себя в роли гончаров, я встречала довольно много. Видимо, есть что-то притягательное и завораживающее в этом ремесле. Со стороны работа гончара действительно выглядит почти как магия, когда от небольшого и казалось бы незаметного движения рук податливая глина меняет форму и вдруг перед вами ваза, тарелка или уже почти готовый чайник.

Волнительно становится и от ощущения живого природного материала, добытого из недр земли. Глина действительно очень приятна на ощупь. Сам же процесс изготовления керамических изделий, включающий в себя обжиг на высоких температурах, отсылает к чему-то древнему, когда керамику создавали не ради искусства, а для конкретных бытовых задач. Лепка используется также в терапевтических методиках и вообще по своей сути является одной из форм медитации.

Правда, для многих гончарное искусство так и остается в списке желаний «когда-нибудь». Возможно, потому что начать работать с глиной не так просто, как взять альбом и карандаши. Нужно откуда-то брать саму глину, подготавливать ее, иметь оборудование, многие материалы (оксиды, глазури) требуют внимательного к себе отношения при хранении. На кухонном столе можно создавать совсем маленькие и простые работы, а для их обжига все равно понадобится специальная печь, держать которую в квартире рискнет не каждый.
Пока искала фотографии, вспомнила о своем действительно самом первом опыте с гончарным кругом. В Турции в 2009 году по дороге на экскурсию в Эфес мы с семьей заехали в одну из керамических мастерских. Нам показывали трудолюбивых турецких женщин, раскрашивающих тарелочки и вазочки, а также провели небольшой мастер-класс.

На этом видео как раз хорошо видна кажущаяся легкость работы на гончарном круге и что происходит, когда подходит новичок.. :) О центровке, рабочей области круга и многом другом мне еще только предстояло узнать через несколько лет.
Турция, 2009 г. Первый опыт работы на гончарном круге
А еще это видео настолько старое, что мальчик, который комментирует происходящее, сейчас уже закончил школу! Привет, Игорь :)
Спустя три года мне стало интересно попробовать разные творческие хобби – рисование, мыловарение, макияж... И тут я случайно наткнулась на одну из гончарных мастерских. Попала я тогда в довольно колоритное место. Оно находилось на окраине, на территории какого-то завода. Путь по открытой, покрытой льдом лестнице на второй или третий этаж вечером зимой вызывал приступ страха высоты. Это была настоящая мастерская, где на заказ создавали разные изделия, а в качестве подработки приглашали учеников. Кто-то приходил на разовые мастер-классы или свидание «как в фильме Приведение», а кто-то брал более-менее длительный курс. Все вокруг было в красной глине, а за гончарным кругом работали колоритные мужчины.
В этой мастерской мне удалось сделать первые шаги к созданию собственных изделий, а также понять, что работа на гончарном круге и вообще с глиной на самом деле требует немалых физических усилий. Глину необходимо подготовить к использованию, размять и отбить в ладонях или об какую-то поверхность. Делается это с целью придать равномерную консистенцию, сделать глину пластичной и удалить пузырьки воздуха – даже маленький пузырек в готовом изделии может привести к взрыву, когда изделие будет обжигаться на высоких температурах 900-1100°C.
Видео с YouTube: глина и сильные мужские руки :)
Далее - центровка на гончарном круге. Процесс непростой, но самый важный для освоения. Чаще всего центруют глину путем давления на нее с одной стороны против центробежной силы гончарного круга.

Опытные гончары выполняют центровку за секунды, но новичкам приходится постараться, чтобы «побороть» и почувствовать глину. Я немного облегчала себе задачу тем, что работала с небольшими кусками глины.
Новая студия. И-де-аль-но!
Исторически гончарный круг видится именно мужским занятием (хотя мечтают попробовать за ним поработать женщины!). Еще бы, покрутишь глину нескольких часов и чувствуешь усталость как после хорошей тренировки. Я начала учиться у такого классического гончара, но в новой студии, которую я нашла поближе к дому, мне попались очень милые преподаватели-девушки. Новое место вообще произвело впечатление – там царила совсем другая атмосфера, была просто идеальная чистота, обучали большому разнообразию техник.

Несколько не очевидных деталей - руки являются основным рабочим инструментом и, значит, на них не должно быть ничего лишнего. Девушкам с длинными ногтями также будет довольно проблематично, а может быть даже невозможно освоить гончарный круг. И не каждый лак для ногтей выдержит постоянный контакт с глиной и водой. Так вот, в новой студии рядом с раковиной стоял крем для рук - можно ли представить его в мастерской на предыдущих фотографиях?.. :)

С новыми преподавателями я сразу же перешла к другой технике – ручной лепке, а к гончарному кругу возвращалась только время от времени.

Гончарный круг позволяет создавать именно симметричные изделия. Однако, с помощью разных техник ручной лепки также можно сделать и тарелки, и вазы, и вообще все что угодно! Они, возможно, будут не такими идеальными, как на круге, но это придает им свое очарование.

Подводя итоги - я все равно не стала продвинутым мастером-гончаром, но именно по гончарному кругу скучаю больше всего в тот период, когда не работаю с глиной. Обязательно попробуйте хотя бы раз! Не просто так говорят, что даже человек был сотворен из глины...